Skip to main content

В иске утверждается, что Google и Facebook планировали работать вместе для борьбы с любыми расследованиями их отношений в сфере интернет-рекламы, соглашение, в котором два технологических гиганта попытаются отразить антимонопольные иски, помогая друг другу.

В среду генеральные прокуроры десяти штатов совместно подали иск против Google, обвинив Google в «участии в рыночном сговоре с целью фальсификации аукционов» в онлайн-рекламе. Несмотря на то, что иск был отредактирован, свободная от цензуры черновая версия показывает, что Google могла получить некоторую помощь от Facebook в этом вопросе.

В отредактированном черновом варианте, который видел The Wall Street Journal, упоминается сделка между Google и Facebook о «сотрудничестве и помощи друг другу» в случае, если кто-то станет частью расследования их бизнеса в сфере онлайн-рекламы. Отредактированные разделы относятся к внутренним документам компании, в которых более подробно рассказывается о выводах адвокатов.

В иске утверждается, что Google и Facebook заключили сделку в сентябре 2018 года, согласно которой Facebook не будет конкурировать с Google в онлайн-рекламе, если социальная сеть будет пользоваться особым режимом при использовании инструментов Google. Соглашение было известно как «Синий джедай», кодовое название на которое повлияли «Звездные войны».

В рамках соглашения в черновой версии иска упоминается, как Google и Facebook знали о возможности проведения антимонопольных расследований в связи с соглашением и как работать вместе, чтобы победить их. Это включает формулировки, в которых компании будут «сотрудничать и помогать друг другу в реагировании на любые антимонопольные действия» и «незамедлительно и полностью информировать Другую сторону о любых правительственных сообщениях, связанных с соглашением».

Также упоминается о сделке, подписанной главным операционным директором Facebook Шерил Сандберг, которая также написала по электронной почте генеральному директору Марку Цукербергу, заявив, что «это большое стратегическое дело». В проекте также говорится о том, что Facebook будет вынужден тратить не менее 500 миллионов долларов в год на рекламных аукционах, проводимых Google, к четвертому году сделки, и что Facebook должен был «выиграть фиксированный процент этих аукционов».

По мнению Facebook, сделка была «относительно дешевой» по сравнению с прямой конкуренцией с Google. Команда Facebook, ведущая переговоры с Facebook, также написала Цукербергу электронное письмо, в котором предлагала альтернативы: «инвестировать еще сотни инженеров» и потратить миллиарды на блокировку инвентаря, выйти из рекламного бизнеса или заключить сделку с Google.

Между тем, Google упомянул, что если он не сможет «избежать конкуренции с» Facebook, вместо этого он будет работать вместе, чтобы «построить ров».

Руководители Google были явно обеспокоены конкуренцией со стороны Facebook, а также конкурирующих рекламных компаний, работающих над «заголовком», методом покупки и продажи онлайн-рекламы. В презентации Google в 2016 году говорилось о необходимости «остановить этих парней от HB» и о том, что Google пришлось «подумать о чем-то более агрессивном».

Добавленные отредактированные обвинения придают дополнительный аспект антимонопольному иску, поскольку действующее законодательство США не допускает таких соглашений с конкурентами о фиксировании цен. Юристам также потенциально легче доказать это, чем обвинения Google в незаконной монополии.

И Google, и Facebook оспорили эти обвинения. Представитель Google сказал, что соглашения по антимонопольным угрозам являются обычным явлением, но что «утверждения неточны. Мы не манипулируем аукционом». В участии Facebook также не было «ничего эксклюзивного», «и они не получают данных, которые не были бы доступны другим покупателям».

Facebook ответил на обвинения, заявив, что «любые утверждения о том, что это вредит конкуренции, или любые предположения о неправомерном поведении со стороны Facebook являются безосновательными».

Новые обвинения поступают в то время, когда Facebook ведет активную кампанию, чтобы убедить Apple не внедрять в iOS 14 новые функции конфиденциальности, которые ограничивали бы эффективность систем отслеживания рекламы, — усилия, которые EFF объявили «смехотворными».