Skip to main content

Китайский шпион, занимавшийся промышленным шпионажем против GE Aviation и аэрокосмического подразделения Honeywell, был пойман с помощью доступа к резервной копии своего iPhone в iCloud. Полученные данные включали никогда ранее не публиковавшуюся копию формы безопасности, используемой китайской службой безопасности при вербовке шпионов.

Сюй Яньцзюнь, офицер Министерства государственной безопасности Китая (МГБ), был арестован и предстал перед судом в США после того, как следователи выманили его из страны на встречу в Бельгию, откуда он был экстрадирован в Америку…

Bloomberg рассказывает эту историю в драматической форме, но краткое изложение заключается в том, что Китай нацелился на ученых и инженеров, работающих над аэрокосмическими проектами. Их приглашали в Китай с оплачиваемыми поездками, где они якобы доставляли доклады на конференции, но на самом деле выдавали конфиденциальную коммерческую информацию о разработке планера и двигателя.

Артур Гау, аэрокосмический инженер, приближающийся к пенсионному возрасту, неожиданно получил электронное письмо от давно потерянного знакомого из Китая. За несколько лет до этого Гау совершил серию поездок из своего дома в Фениксе, чтобы выступить в Нанкинском университете аэронавтики и астронавтики, или NUAA, одном из самых престижных исследовательских институтов Китая. Первоначальное приглашение исходило от главы тамошней лаборатории, изучающей проектирование вертолетов. Однако все чаще Гау получал известия от кого-то другого, человека, работавшего в университете на какой-то неясной административной должности. Маленький Чжа, как называл себя этот человек, был тем, кто позаботился о том, чтобы Гау никогда не приходилось платить за перелет, когда он приезжал выступать с докладами.

Однако отношения закончились неловко, когда Чжа предложил Гау деньги, чтобы он вернулся в Китай с информацией о конкретных авиационных проектах от своего работодателя, промышленного и оборонного гиганта Honeywell International Inc. Гау проигнорировал просьбу, и приглашения прекратились.

Теперь, в 2014 году, Маленькая Жа снова протянула руку. Эти двое начали переписку [with another trip to China the end result].

Поздно вечером Сюй вручил Гау 3000 долларов наличными. Позже Гау засвидетельствовал, что пытался вернуть его, но Сюй был настойчив. «А потом, вы знаете, туда и обратно, но в конце концов я взял это».

В следующем году Гау вернулся в Китай, чтобы прочесть еще одну лекцию — на этот раз частную в гостиничном номере нескольким инженерам и чиновникам, включая Сюя. В ходе подготовки Гау разослал по электронной почте слайды PowerPoint, содержащие техническую информацию, включая алгоритмы и другие конфиденциальные данные о конструкции вспомогательных силовых установок самолетов, которые производит Honeywell. «Из-за оплаты я чувствовал себя обязанным», — сказал он позже судье. […]

Гау планировал свой следующий визит, когда осенью 2018 года агенты ФБР появились в его доме в Аризоне, чтобы оформить ордер на обыск. Другой поездки не будет. Сюй, как объяснили агенты, больше не был в Нанкине. Он даже не был в Китае. Он был в Огайо, в окружной тюрьме в ожидании суда.

Арест Сюй Яньцзюня оказался гораздо более крупной сделкой, чем ожидало ФБР.

Его арест стал первым случаем, когда офицера MSS выманили из Китая и экстрадировали в США. И это была более чем символическая победа, в результате которой была получена невероятная подборка цифровой корреспонденции, официальных документов китайской разведки и даже личного дневника.

Когда Сюй был задержан, у него был с собой iPhone, содержимое которого он добросовестно скопировал в облако, что позволило следователям ФБР восстановить все данные из Apple. […]

Более двух с половиной недель, с конца октября прошлого года по ноябрь, федеральные прокуроры в зале суда в Цинциннати опирались на огромное количество цифровых материалов, которые 41-летний Сюй накопил, чтобы составить его портрет — его подготовку, методы и амбиции, его пороки и личные сомнения и обиды. В переводе с китайского оригинала это беспрецедентно интимный портрет того, как работает китайская машина экономического шпионажа и какова жизнь ее шестеренок.

Данные были доступны, потому что, хотя резервные копии iCloud зашифрованы, они не используют сквозное шифрование. Это означает, что Apple владеет ключом и может передать данные правоохранительным органам по распоряжению суда.

Среди полученных документов был один, который ФБР никогда раньше не видело.

Документ в чем-то похож на Стандартную форму 86 — анкету, которую обязаны заполнять сотрудники американской разведки. Но бумажная волокита автократического однопартийного государства имеет дополнительное богатство, функционируя не только как профессиональная и личная биография, но и как политическая. Брэдли Халла, специального агента ФБР, который руководил расследованием дела Сюй, однажды в его показаниях спросили, видел ли он когда-нибудь такую ​​форму. — Нет, — ответил он. «Ни у кого нет».