Skip to main content

Неспособность Apple выполнить свое обещание в App Store вполне может дорого обойтись ей в защите антимонопольных расследований по всему миру.

Регуляторы пытаются ответить на два вопроса. Во-первых, вредит ли разработчикам подход Apple к App Store? Во-вторых, вредит ли это потребителям?

Если бы App Store выполнил обещания Apple, у компании была бы надежная защита от второго обвинения. К сожалению для производителя iPhone, это не совсем так …

Вредит ли App Store разработчикам?

Это во многом основывается на техническом юридическом вопросе: имеет ли Apple — по закону — доминирующее положение на рынке. Это сводится к определению слова «рынок» в данном контексте.

Доводы против Apple, сделанные Spotify, Epic Games, Facebook и другими, заключаются в том, что соответствующий рынок — это «приложения для iOS». Никто не может продать приложение iOS пользователю iPhone, не сделав это через App Store, при этом Apple может диктовать условия всех продаж, принимать их или отказываться от них. Только Apple решает, платить ли разработчик ничего, 15% или 30% комиссионных. Действительно, Apple может пойти дальше и произвольно решить, что конкретное приложение вообще не разрешено в App Store, то есть полностью запретить разработчику продавать свое приложение пользователям iPhone.

Apple защищает этот технический аргумент тем, что релевантным рынком являются «приложения для смартфонов». Там он может утверждать — в большинстве стран — что он не занимает доминирующего положения, потому что владельцев Android-смартфонов больше, чем владельцев iPhone. (Его позиция по связям с общественностью в основном сосредоточена на том, как iPhone создал огромные возможности, доход и рабочие места для разработчиков. Все это правда, но не имеет отношения к аргументу: это было бы правдой, даже если бы было более одного магазина приложений для iPhone. )

Пока, по крайней мере, в Европе, Apple, похоже, проиграет технический аргумент. Сообщается, что Европейская комиссия собирается выпустить Заявление о возражениях (SO). Если это так, это означает, что Европейская комиссия удовлетворена тем, что против Apple было возбуждено веское дело, и теперь на Apple ложится бремя защиты.

Это не означает, что производитель iPhone не может этого сделать, но это означает, что баланс вероятностей значительно изменился против компании.

Вредит ли это потребителям?

Но даже если Apple не сможет защитить себя от обвинений в том, что они вредит разработчикам, у нее должна быть сильная позиция, чтобы отрицать причинение вреда потребителям по двум причинам.

Во-первых, аргумент о том, что потребители страдают, очень слаб. Критики утверждают, что пользователи iPhone пострадали, потому что никто из нас не может купить приложение, не сделав этого в Apple. Мы находимся по прихоти Apple, решая, какие приложения мы можем, а какие нельзя покупать, и сокращение Apple означает, что мы платим за приложение больше, чем могло бы быть в противном случае.

Это слабый аргумент, потому что существует множество приложений на выбор; большинство из них очень дешево; и приложения для iOS стоят не дороже, чем версии для Android. Более того, даже если бы разработчики могли продавать через конкурирующий магазин приложений и платить более низкую комиссию, маловероятно, что они передадут экономию потребителям. Действительно, у нас есть доказательства этого, поскольку исчезающе немногие снизили цены, когда Apple снизила комиссию с 30% до 15%.

Но у Apple в арсенале должен быть второй аргумент. Что даже если потребители платят немного больше, это того стоит, потому что Apple предоставляет дополнительную ценность через App Store.

Apple действительно приводит этот аргумент. В нем говорится, что единоличный контроль компании над приложениями для iOS означает, что потребители уверены, что приложения безопасны и соответствуют стандартам качества. Apple защищает нас от вредоносных программ, мошенничества, ошибок и некачественного программного обеспечения в целом.

У этого аргумента есть только одна небольшая проблема: он явно не соответствует действительности.

Обещание Apple App Store не выполняется

Мошеннические приложения не только проходят проверку, но и часто остаются в App Store в течение длительного времени даже после того, как о них было сообщено в Apple. Приложения с ошибками справляются, даже если они почти полностью нефункциональны. Приложения Ripoff проходят проверку. А низкокачественные приложения, вероятно, составляют 90% всех доступных приложений для iOS.

Дело даже не в том, что Apple может указать на сам App Store как на удобство для клиентов. Поиск не работает, и отзывам нельзя доверять.

Из-за всего этого Apple очень сложно утверждать, что только ей можно доверять запуск магазина приложений iOS. В самом деле, плохая репутация компании помогает убедить кого-то другого в том, что она сможет лучше справиться с этой задачей.

Если Apple проиграет антимонопольную битву в App Store, она в значительной степени будет виновата.

Это моя точка зрения — а как насчет твоей? Как вы думаете, выполняет ли Apple обещание App Store? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Фото Вайбхава Чикхле на Unsplash