Skip to main content

Использование отслеживания контактов смартфона для отслеживания и смягчения распространения COVID-19 было предложено в качестве возможного выхода из вспышки, но есть много признаков того, что его эффективность остается открытым вопросом.

Наблюдение за смартфонами кажется многообещающим способом смягчения пандемии COVID-19, но есть серьезные препятствия, которые он может не преодолеть. Предоставлено: Джайлз Ламберт.
Наблюдение за смартфонами кажется многообещающим способом смягчения пандемии COVID-19, но есть серьезные препятствия, которые он может не преодолеть. Предоставлено: Джайлз Ламберт.

Коронавирус изменил жизнь большинства американцев, и правительственные и частные организации ищут выход. В пятницу Apple и Google объявили о совместной инициативе по разработке систем кросс-платформенного отслеживания контактов. Но в разговоре есть гораздо больше, и вероятность того, что система действительно работает, чем вы можете увидеть на первый взгляд.

Прошлые попытки наблюдения COVID-19

Тепловая карта смартфонов, проводимая пляжными посетителями Флориды в марте, собрана от мобильной рекламной компании X-Mode. Кредит: Tectonix
Тепловая карта смартфонов, проводимая пляжными посетителями Флориды в марте, собрана от мобильной рекламной компании X-Mode. Кредит: Tectonix

Правительство США уже использует данные о местонахождении смартфонов для отслеживания перемещений американцев, согласно мартовской статье The Wall Street Journal.

Согласно отчету, львиная доля этих данных поступает от мобильных рекламных компаний, либо от приложений для отслеживания местоположения, либо от разработчиков приложений, которые перепродают данные. Некоторые из них были предоставлены проектом Google «Community Mobility Reports», который собирается по желанию пользователей Google.

Но ни один из этих типов данных фактически не считается отслеживанием контактов. Данные, лишенные информации, позволяющей установить личность, действительно полезны только для того, чтобы следить за тем, где собираются люди, и за общими схемами движения больших групп людей. Это не полезно для отслеживания того, как и когда COVID-19 распространяется от человека к человеку.

Более того, защитники конфиденциальности давно предупреждают, что этот тип данных о местоположении никогда не может быть действительно анонимным. В 2019 году исследовательский документ, опубликованный Университетом Вашингтона, показывает, что довольно просто определить местоположение конкретного человека с помощью таргетинга объявлений на основе местоположения. С другой стороны, разоблачение «анонимного» пользователя также относительно легко для опытных злоумышленников.

Apple уже давно пытается бороться со сбором данных от рекламодателей и сторонних аналитических компаний. Например, обновление iOS 13 содержало новые функции, которые Ad Age назвал «искалеченной» рекламой на основе местоположения. Опять же, это тот же тип данных, предоставляемый правительству маркетинговыми фирмами.

Все это в значительной степени привело к тому, что сигналы Bluetooth ближнего действия пересылаются как наиболее реалистичное средство для реализации отслеживания контактов на широкой основе. Отсюда Apple и анонс Google в пятницу. Но хотя он устраняет некоторые подводные камни массового геонаблюдения, он должен преодолеть свои собственные препятствия.

Решение Apple и Google

Кредит: Apple, Google
Кредит: Apple, Google

В редкую демонстрацию единства Apple и Google в пятницу объявили о новых планах кроссплатформенной, системной функции, которая позволит должностным лицам здравоохранения отслеживать и, возможно, сократить распространение COVID-19.

Благодаря использованию Bluetooth-сигналов малого радиуса действия, система поможет должностным лицам здравоохранения выявлять пользователей смартфонов, которые, возможно, вступили в контакт с кем-то, зараженным COVID-19, и отслеживать его. Они даже получат уведомление на свой телефон, что это событие произошло.

Обе компании, вероятно, хорошо осведомлены о своей репутации в отношении конфиденциальности, поэтому обе они утверждают, что система разрабатывается в частной и прозрачной форме. На выезде они опубликовали документацию, иллюстрирующую работу системы, в том числе один документ, посвященный криптографическим стандартам, используемым для защиты конфиденциальности.

Инициатива, очевидно, будет развернута в двух частях. В мае обе компании выпустят API-интерфейс для iOS и Android, который производители приложений и команды общественного здравоохранения могут использовать в своих приложениях для отслеживания контактов. Более глубокие функциональные возможности системного уровня, которые, по-видимому, полностью устранят необходимость в стороннем приложении, будут выпущены «в ближайшие месяцы».

Но хотя Apple и Google являются наиболее известными сторонниками отслеживания контактов Bluetooth, они далеко не первыми высказывают эту идею. Ранее в апреле исследователи из MIT разработали, по сути, ту же систему, частично вдохновленную автономной функцией Apple Find My.

Приложения отслеживания контактов также уже используются в таких местах, как Сингапур и Южная Корея, где они достигли разных уровней успеха.

Проблемы с отслеживанием контактов Bluetooth

Иллюстрация отслеживания контактов Bluetooth. Кредит: MIT
Иллюстрация отслеживания контактов Bluetooth. Кредит: MIT

Отслеживание контрактов на основе Bluetooth по-прежнему имеет один существенный недостаток. Как Apple, так и Google дали понять, что обе волны развертывания отслеживания контактов будут предлагаться по подписке. Первая волна требует, чтобы пользователи загружали приложение, используя API. Вторая волна прямо говорит, что пользователи должны «выбрать».

Как и социальное дистанцирование, этот тип отслеживания контактов абсолютно зависит от усыновления значительной частью населения. В противном случае, это не будет иметь большого значения. Тот факт, что это развертывается как на iOS, так и на Android, безусловно, помогает, но этого недостаточно, чтобы гарантировать, что большинство людей будут его использовать, особенно в США.

Если такой тип системы не будет санкционирован правительством, у нас будут серьезные сомнения в том, что достаточно людей будут добровольно предлагать, чтобы она была эффективной. Это подтверждается многими штатами и местными органами власти, которые только начинают обеспечивать соблюдение требований социального дистанцирования в силу закона, когда граждане добровольно не принимают предложения.

С другой стороны, санкционированное правительством отслеживание контактов сталкивается с теми же проблемами конфиденциальности и этики, что и широко распространенное наблюдение за местонахождением, и, вероятно, встретит то же сопротивление, что и добровольная блокировка.

И все же есть некоторые признаки, ставящие под сомнение то, действительно ли это поможет обуздать распространение COVID-19. Достаточно взглянуть на Сингапур, в котором реализованы разборчивые методы отслеживания и наблюдения за физическими контактами, а также приложение, которое использует сочетание сигналов Bluetooth, Wi-Fi, GPS и сотовой вышки для отслеживания местоположений пользователей.

Премьер-министр Ли Сянь Лун заявил, что, несмотря на «хорошее отслеживание контактов», правительство не может выяснить, как люди ловят COVID-19 в «почти половине» случаев. Хотя первоначально BBC был «мастер-классом» по смягчению последствий COVID-19, BBC сообщает, что с тех пор наблюдается рост числа новых случаев на крошечном островном государстве, несмотря на меры контроля.

Сингапур — маленькая страна с населением меньше Нью-Йорка. Принятие широко распространенной системы отслеживания контактов в США может оказаться практически невозможным, даже с учетом вычислительной и финансовой мощи Apple и Google. Несмотря на то, что его эффективность в Сингапуре сомнительна, он, вероятно, не будет так же хорош в более крупных странах только из-за масштаба.

И, конечно же, остаются без ответа вопросы о том, что произойдет со всеми этими системами и данными, когда тень COVID-19 перестанет проявляться в повседневной жизни, как отмечает группа по защите цифровых прав The Electronic Frontier Foundation. До тех пор, пока системы не будут полностью демонтированы и данные не будут стерты, возможность наблюдения за драгментами все еще существует.

Возможные пути вперед

Как мы уже подробно рассмотрели, чтобы приложение отслеживания контактов было эффективным, оно должно использоваться по крайней мере большинством граждан. Для этого ему либо нужно доверие людей, либо его нужно наделить полномочиями.

В США ни один из этих вариантов не выглядит особенно многообещающим, поскольку доверие как к федеральному правительству, так и к технологическим силам находится на относительно низком уровне. Даже компании, защищающей конфиденциальность, может быть трудно убедить людей добровольно пройти наблюдение.

Даже если простое большинство людей подпишется на отслеживание контактов, система, скорее всего, мало что сделает для большинства случаев COVID-19, о чем свидетельствуют такие случаи, как Сингапур и Южная Корея. Если правительство начнет требовать использования приложения или реализует его как обязательное условие для тестирования, это, несомненно, вызовет обратную реакцию.

На этот вопрос напрашивается вопрос о том, что на самом деле будет работать, на вопрос, на который многие официальные лица США активно пытаются ответить. Без возврата к нормальной жизни экономическое воздействие может быть немыслимо. И если мы вернемся к нормальной жизни слишком быстро, жизни будут потеряны — и экономика все равно будет испытывать серьезные последствия.

Согласно нескольким предложениям Vox, одной из возможных альтернатив является проведение массового тестирования на коронавирус вместо наблюдения. Как и в случае с массовым отслеживанием местоположения или отслеживанием контактов, это огромные усилия.

Наиболее реалистичным способом продвижения вперед является сбалансированный подход, смешивающий эти стратегии. Но это, конечно, легче сказать, чем сделать. Системы Apple и Google помогут, потому что они уважают конфиденциальность и кроссплатформенны, уменьшая трения и централизуя данные. Но это всего лишь часть большой головоломки, и прошлые попытки отслеживания контрактов позволяют предположить, что она может быть не значительной.

До тех пор, пока вакцина не будет внедрена — что, по мнению экспертов и компаний, разрабатывающих их, по крайней мере, через год, — решения, подобные этим, только смогут сделать так много.