Skip to main content

Daisy, робот Apple по переработке iPhone

Программа утилизации Apple подверглась критике: кражи сотрудников и уничтожение работающих iPhone были названы большими проблемами при рассмотрении усилий по охране окружающей среды.

Apple неоднократно продвигала свои экологические стандарты, когда речь шла об утилизации старых iPhone и других продуктов, переданных клиентами по программе trade-in. Снимая с них старые клиентские устройства, Apple может разобрать оборудование и потенциально повторно использовать некоторые материалы в будущих продуктах.

Однако в отчете Bloomberg, расследующем цепочку поставок и связанные с ней судебные иски, утверждается, что с переработкой отходов не все в порядке. Из-за строгих стандартов Apple компании по переработке отходов постоянно контролируются, чтобы свести к минимуму вероятность кражи продукции.

Переработка всего, без исключений

Теоретически программу утилизации довольно просто понять. Клиент передает Apple старый iPhone, который затем передается переработчику электронных отходов для разборки устройств.

После того, как батареи и некоторые другие компоненты удалены, оставшиеся части пропускаются через измельчитель, чтобы превратить все это в осколки материала.

Этот процесс также осуществляется с тщательным контролем и секретностью: запертые двери, металлодетекторы и камеры наблюдения отслеживают действия сотрудников таких предприятий, как GEEP Canada Inc. недалеко от Торонто.

Помимо знаменитой культуры секретности Apple, мониторинг частично направлен на то, чтобы компании по переработке мусора соблюдали свои контракты. Частично это также означает, что сотрудники не должны выносить устройства за дверь.

Казалось бы, пригодные для использования и неповрежденные iPhone и iPad, проходящие через объекты, стали искушением для некоторых сотрудников, что вызвало неожиданную проверку деятельности GEEP корпоративными следователями.

Apple обнаружила неточности в документах, а также две корзины с неповрежденными часами Apple Watch, спрятанные подальше от камер. В конце концов Apple обвинила GEEP в том, что она не переработала как минимум 99 975 единиц техники, включая iPhone, которые были повторно активированы в Китае, а не уничтожены.

В 2020 году Apple предъявила иск GEEP на 22,6 миллиона долларов за нарушение контракта на фоне обвинений сотрудников в «тщательно организованной схеме» по перепродаже оборудования на серый рынок. Хотя GEEP признала наличие проблем, она возложила вину за инциденты на «недобросовестных сотрудников».

Однако четыре года спустя никаких дальнейших ходатайств по делу не поступило, и оно может быть автоматически прекращено в течение нескольких месяцев.

Этот случай был не просто неожиданным из-за уровня краж, но наблюдатели, очевидно, были поражены тем, что Apple заставляет партнеров по переработке уничтожать тысячи iPhone, которые вместо этого можно было легко отремонтировать.

Хотя GEEP является ярким примером для статьи-расследования, другие партнеры по переработке отходов столкнулись с аналогичным давлением со стороны Apple, требуя, чтобы все, что проходит через двери, подвергалось вторичной переработке, даже если оно выглядит первозданным.

Долгосрочная проверка

Частично проблема заключается в том, что Apple чрезвычайно требовательна к уничтожению устройств переработчиками. Это была проблема, с которой фирмы были готовы справиться, поскольку она могла привлечь больше клиентов, занимающихся электронными отходами.

С 2014 года, когда Apple стала клиентом GEEP, на ее предприятие прибыли тысячи продуктов для уничтожения. Apple Cage от GEEP требовал установки металлодетектора, предотвращающего выход компонентов, скрытых под одеждой сотрудников.

Хотя Apple требовала уничтожения устройств в течение 45 дней с момента их доставки, а представители компании часто контролировали прибытие и обработку товаров, пропажа предметов все равно была достаточно простой. Один источник сообщил в отчете, что поддоны перемещались и неправильно маркировались, но не на таком уровне, чтобы люди задавали вопросы.

Краж включал в себя бухгалтерские и логистические трюки, включая реклассификацию поставок и изменение записей.

Другие переработчики подверглись аналогичной проверке и расследованиям со стороны Apple и также использовали аналогичные методы. Иногда применялись и более низкотехнологичные методы.

Одним из примеров был инженер, воспользовавшийся кулером для воды, прикатившим во время смены на стальной тележке. Инженер приклеил айфоны ко дну тележки, прежде чем она вышла из клетки, при этом охранник предположил, что металлодетектор сработал из-за стали тележки.

Измельчение – это не здорово, но необходимо

Сосредоточение Apple на измельчении старых устройств не обязательно является лучшим способом борьбы со старыми смартфонами. Плавка, безусловно, может вернуть использованные материалы в цепочку поставок, но это увеличивает углеродный след каждого устройства больше, чем тщательная разборка и повторное использование компонентов.

Еще меньшей проблемой выбросов углерода станет то, что Apple разрешит восстанавливать и перепродавать больше своего переработанного оборудования. Это не потребует огромных выбросов углекислого газа при полномасштабном производстве, что в целом сделает его намного чище.

Однако измельчение дает Apple немало преимуществ. Для начала все чипы с пользовательскими данными уничтожаются, что защищает бывших клиентов от утечки этой информации.

Этот процесс также позволяет избежать повторного использования таких компонентов, как модули и чипы камеры, для создания устройства «Франкенштейна».

Apple ранее сталкивалась с массовым мошенничеством с ремонтом iPhone в Китае, когда воры покупали iPhone в магазинах, забирали компоненты и заменяли их сломанными или поддельными версиями, а затем возвращали iPhone для замены.

Автоматизация недостаточно хороша

Одним из ответов на проблему переработки является исключение людей из уравнения, но в отчете указывается, что попытки Apple не очень помогли.

Лиам, робот-переработчик отходов, смог справиться только с одной моделью iPhone и, предположительно, справился с ней настолько плохо, что более чистые устройства использовались для демонстраций для СМИ.

Daisy, преемник, оказался гораздо более успешным, хотя и был более деструктивным в своем подходе к разборке устройств. Его способность обрабатывать до 200 единиц в час и работать с 15 моделями iPhone стала огромным улучшением.

Несмотря на улучшение и существование двух роботов Daisy, результаты не совсем оправдали ожидания маркетинга. Считается, что благодаря автоматизированным усилиям Apple удается обрабатывать всего 1,2 миллиона iPhone в год, или единиц, продаваемых компанией, примерно за два дня.

Очевидно, хотя у Лиама и Дейзи нет склонности воровать iPhone, которые они должны уничтожить, люди все равно должны выполнять большую часть работы.

Соблазн украсть сотрудники iPhone, которые могли быть уничтожены, и тщательная слежка Apple за их работой будут существовать еще довольно долго.